» Чл » Уметничка шала. Најнеобичнија мртва природа Едуара Манета

Уметничка шала. Најнеобичнија мртва природа Едуара Манета

“Спаржа” Эдуарда Мане – самый необычный его натюрморт. На небольшом холсте изображен один стебель спаржи на мраморной столешнице. Почему такой неприглядный объект стал “героем” целой картины? Оказывается, Мане обладал хорошим чувством юмора.

Об этом читайте в статье “Эдуард Мане: шутка художника или самый необычный натюрморт”.

сајт „Дневник сликања: у свакој слици – историја, судбина, мистерија”.

» data-medium-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/05/image-49.jpeg?fit=595%2C465&ssl=1″ data-large-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/05/image-49.jpeg?fit=900%2C703&ssl=1″ loading=»lazy» class=»Эдуард Мане картины wp-image-2206 size-full» src=»https://i1.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/05/image-49.jpeg?resize=900%2C703″ alt=»Шутка художника. Самый необычный натюрморт Эдуарда Мане» width=»900″ height=»703″ sizes=»(max-width: 900px) 100vw, 900px» data-recalc-dims=»1″/>

В музее Д’Орсе в Париже я увидела откровенно странную картину Едоуард Манет “Спаржа” (1880).

Почему такой талантливый импрессионист написал не стоящий особого внимания стебель спаржи? Невразумительность “героя  картины” подчёркивает мраморная столешница. На ней и лежит этот малопримечательный овощ.

Потом я выяснила историю создания этого маленького натюрморта (размеры картины 16.5 х 21.5 см). Сложно было не оценить чувство юмора художника.

Оказалось, что в 1880 году Шарль Эфрусси, меценат и искусствовед, заказал Эдуарду Мане натюрморт “Пучок спаржи”. Договорились о цене в 800 франков.

Картина “Пучок спаржи” была написана Эдуардом Мане на заказ. Спустя какое-то время художник написал ещё одну картину, на этот раз с одним лишь стеблем спаржи и отправил тому же заказчику. Зачем он это сделал?

Ответ ищите в статье “Эдуард Мане. Шутка художника или самый необычный натюрморт”.

сајт „Дневник сликања: у свакој слици – историја, судбина, мистерија”.

» data-medium-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2015/11/image30.jpeg?fit=595%2C511&ssl=1″ data-large-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2015/11/image30.jpeg?fit=900%2C773&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-597 size-full» title=»Шутка художника. Самый необычный натюрморт Эдуарда Мане» src=»https://i1.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2015/11/image30.jpeg?resize=900%2C773″ alt=»Шутка художника. Самый необычный натюрморт Эдуарда Мане» width=»900″ height=»773″ sizes=»(max-width: 900px) 100vw, 900px» data-recalc-dims=»1″/>

Эдуард Мане. Пучок спаржи. 1880 г. Музей Вальрафа-Рихарца. Германия, Кёльн.

Заказчику так понравилась работа, что он выслал художнику чек на 1000 франков. Мане, не долго думая, рисует маленький натюрморт с одним стеблем спаржи. И отправляет его Шарлю Эффруси с сопроводительным письмом: “Высылаю недостающий стебель для вашего пучка”.

Так Эфрусси за 1000 франков приобрёл два натюрморта.

Вряд ли Мане на тот момент мог вообразить, что его картина-шутка будет хранится в музее!

Уметничка шала. Најнеобичнија мртва природа Едуара Манета

Однако у меня все равно остались вопросы после прочтения этой истории на сайте Мусеум д'Орсаи. Почему среди выдающихся работ художника, в подавляющем большинстве посвящённых людям, их позам и лицам, вдруг появляются такие незамысловатые натюрморты?

Након прегледа слике Мане, я заметила, что такие натюрморты небольших размеров начали появляться среди его работ как раз после 1880 года. В последние годы жизни художника.

Уметничка шала. Најнеобичнија мртва природа Едуара Манета

Слике мртве природе Едуарда Манеа. Лево: Шунка. 1875 Буррелл Цоллецтион, Глазгов, Шкотска. Десно: Крушке. 1880 Национална галерија Вашингтона, САД.

Эти небольшие картины изображают простые объекты: несколько яблок или одвод, на тёмном или сером фоне. Они как квинтэссенции, частицы его вдохновения и таланта, сосредоточенные на маленьких кусочках холста.

Эти работы Эдуард Мане дарил своим друзьям. Возможно, это была попытка с его стороны отблагодарить близких людей за поддержку и любовь. Понимая, что скоро его не станет.

Об одной такой картине, подаренной Эдгару Дега, я писала в статье Едоуард Манет Шљиве и мистерија убиства.

Художник умер в апреле 1883 года (в возрасте 51 года). Несмотря на сильные боли от хронического ревматизма, он почти до последних дней работал. Его последним творением стала картина  “Бар в “Фоли-Бержер”, одна из самых загадочных и гениальных работ художника.

***

Коментари други читаоци види доле. Често су добар додатак чланку. Такође можете да поделите своје мишљење о слици и уметнику, као и да поставите питање аутору.

Главная иллюстрация: Эдуард Мане. Олимпия. 1863. Мусее д'Орсаи, Париз.